| 
                 В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. К тому же переход в среднюю школу совпадает с подростковым периодом (10-15 лет). 
                Особенности учебной деятельности пятиклассников 
                Дети, вступающие в подростковый период, сензитивны к возникновению у них познавательных интересов, более восприимчивы к переходу учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл. 
                В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. 
                Причины плохой адаптации в 5-м классе: 
                
                  - 
                    
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять 
                   
                  - 
                    
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. 
                   
                  - 
                    
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. 
                   
                  - 
                    
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. 
                   
                 
                Признаки успешной адаптации: 
                • удовлетворенность ребенка процессом обучения; 
                • ребенок легко справляется с программой; 
                • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; 
                • удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками, учителем. 
                Причины психологических трудностей: 
                1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе. 
                2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. 
                3. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение. 
                4. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе. 
                5. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты. 
                6. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе. 
                7. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). 
                Рекомендации для родителей 
                
                  - 
                    
Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. 
                   
                  - 
                    
Наблюдайте за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима. 
                   
                  - 
                    
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка. 
                   
                  - 
                    
Забота о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. 
                   
                  - 
                    
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья. 
                   
                 
                
                  - 
                    
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. 
                   
                  - 
                    
Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. 
                   
                  - 
                    
Обязательно познакомьтесь с его одноклассниками 
                   
                  - 
                    
Позволяйте общаться с ребятами после школы. 
                   
                  - 
                    
Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). 
                   
                  - 
                    
Исключите такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. 
                   
                  - 
                    
Поощеряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка. 
                   
                 
                Правила общения с ребенком: 
                
                  - 
                    
Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью. 
                   
                  - 
                    
Осуждайте действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были. 
                   
                  - 
                    
Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «ВЗРОСЛЕТЬ», становится сознательным. 
                   
                  - 
                    
Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому. 
                   
                  - 
                    
Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 
                   
                  - 
                    
Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение. 
                   
                  - 
                    
Уважайте других детей. Помните: если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность. 
                   
                  - 
                    
О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении. 
                   
                  - 
                    
Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. 
                   
                  - 
                    
Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения. 
                   
                 
                 
                  
               |