Готовность к школе – это определённый уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. (М. М. Безруких)
Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность, социальную и личностную готовность к обучению в школе. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования.
Личностная готовность определяется уровнем самосознания, самооценкой и мотивацией ребёнка к школе.
Социальная зрелость – потребность и умение ребёнка общаться с детьми и взрослыми, подчиняться их интересам, оценивать ситуацию и регулировать своё поведение.
Виды универсальных учебных действий
|
На момент поступления ребёнка в школу
|
Личностные УУД
|
-эмоциональное положительное отношение к школе;
-чувство необходимости учения;
-адекватное содержательное представление о школе, готовность принять новую социальную позицию и роль ученика;
-предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
-предпочтение социального способа оценки своих знаний дошкольным способам поощрения (сладости, подарки);
-обобщенное и дифференцированное отношение ребёнка к самому себе;
-способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности;
-имеет представление о своей стране, государственной символике, праздниках;
- имеет чувство гордости за свою страну;
- знает основные моральные нормы, испытывает чувство стыда и вины при их нарушении;
-усвоение норм справедливого распределения (не жадничать), взаимопомощи (сострадание и забота), правдивости (ложь и обман);
-преобладание учебного, познавательного и социального мотивов;
|
Регулятивные УУД
|
-четко выполняет заданную инструкцию;
-умеет сохранять заданную цель;
-умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-сформирован внутренний план действий;
-умеет контролировать свою деятельность по результату;
-умеет видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
-умеет адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
-преодоление импульсивности и непроизвольности .
|
Познавательные УУД
|
-умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты;
-проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы её осуществления;
-умеет использовать предметные действия заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное;
-умеет следовать образцу, правилу, инструкции;
-умеет увидеть целое раньше его составляющих;
-задаёт вопросы: как, почему, зачем?
-интересуется причинно-следственными связями.
|
Коммуникативные УУД
|
-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
-учет разных мнений и умение обосновывать собственное.
-умеет договариваться, находить общее решение;
-умеет аргументировать своё предложение, убеждать, и уступать;
-способен сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
-способен строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-умеет с помощью вопросов получать необходимые от партнёра сведения по деятельности.
|
|