Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 02.03.2024, 02:22

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей русского языка и литературы

Урок для внеклассного чтения по литературе в 5 классе.
[ Скачать с сервера (30.1 Kb) ] 15.09.2015, 10:29

Урок для внеклассного чтения по литературе в 5 классе.

«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ В ФОЛЬКЛОРЕ».

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МБОУ "СОШ №16" Шутова Елена Борисовна

 

Цель урока :

  1. Воспитание любви к русскому языку родной словесности.
  2. Знать жанр фольклора, их признаки.
  3. Уметь отличать фольклорные произведения и литературу.

 

Аннотация к уроку. Данный урок внеклассного чтения реализует идею интегрированного преподавание русского языка, фольклора и литературы. Система вопросов выстроена таким образом, что последовательно реализуется принцип развевающего обучения.

 

ШУТОЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ. ПРИМЕТЫ.

 

ВОЙНА ГРИБОВ.

 

Уж как вздумал гриб,

Загадал — да боровик,

Он под дубом стоючи, — Он наказывал,

Он приказывал:

"Собирайтесь, опенки, на войну идти!"

 Отказалися опенки:

"У нас ноги очень тонки —

Нейдем на войну,

Нейдем на войну".

Уж как взумал гриб,

Загадал — да боровик,

Он под дубом стоючи,

На все грибы глядючи, —

Он наказывал,

Он приказывал:

"Собирайтеся, волнушки, на войну идти!”

 Отказалися волнушки:

"мы-де старые старушки:

Нейдем на войну,

Нейдем на войну”.

Уж как вздумал гриб,

Загадал — да боровик,

Он под дубом стоючи,

На все грибы глядючи, —

Он наказывал,

Он приказывал:

"Собирайтеся, белянки, на войну идти!"

 Отказалися белянки:

"мы-де столбовые дворянки:

Нейдем на войну,

Нейдем на войну!"

 

  1. Эта народная песня серьезная или шутливая? Почему война грибов кажется забавной?
  2. Какие грибы вы знаете? Какие из них растут в вашей местности?
  3. Как вы считаете, почему предводителем грибов, начальником выбран гриб-боровик?
  4. Как построена эта песня? Какие части можно в ней выделить? Чем отличается одна часть от другой? Найдите и прочитайте то, что повторяется в каждой части.
  5. Найдите в тексте другие повторы:

а) слова и выражения, которые повторяются в одной части;

б) слова и выражения, которые повторяются в разных частях.

 

Обратите внимание: в этой песне использован прием ПОВТОРА. Он очень распространен в фольклоре. В фольклоре могут повторятся различные единицы языка: слова, выражения, целые фразы. Этот повтор РЕЧЕВОЙ.

Эта песня не случайно построена так, что каждый новый куплет повторяет предыдущий, только гриб повторяется новый. Такую песню легко продолжить. Когда ее пели, каждый мог на ходу, сразу придумать свой куплет, ведь фольклор не только устное, но и КОЛЛЕКТИВНОЕ творче­ство.

 

Попробуйте и вы придумать продолжение. Что ответили бы грибу-боровику маслята, рыжики, сморчки, лисички?

  1. Прочитайте по ролям этот текст и придуманные вами куплеты. Каким голосом надо произносить слова боровика, старушек-волнушек? Какой должна быть интонация у гордых белянок-дворянок?
  2. Прочитайте названия грибов: белянка, рыжик, волнушка, масленок, подосиновик, подберезовик, сыроежка, моховик, опенок, мухомор, болотник, белый гриб, боровик. Может быть, еще какие-нибудь назовете!

Найдите названия, в которых отражен цвет грибов. Какие грибы названы по месту, где они растут?

Посмотрите как разнообразна природа и как богат наш язык.

  1. Собирание грибов называют ТРЕТЬЕЙ ОХОТОЙ. Подумайте, почему это охота и почему она третья.

 

"Третья охота" — так назвал свою книгу о грибах современный писатель Владимир Солоухин.

 

Может быть, некоторые сочтут преувеличением, что собирание грибов я отношу к охоте и называю охотой.

Нет слов, не мало удовольствия можно найти и в собирании ягод. Но... нужно решительно сказать, что оно никак не дотягивает до высокого ранга охоты. Прежде всего однообразие. Собирая землянику, вы не надеетесь ни на что другое. У вас не может быть затаенной надежды на редкостную неожиданность,, на особенную удачу, на сюрприз. То же можно отнести и к малине, и к орехам, но это нельзя отнести к грибам. Разнообразие видов грибов, их разные качества, разный вкус, разная красота создают особенный интерес во время поиска.

При собирании ягод разнообразия может быть только в одном: больше или меньше. Три литра земляники или два литра земляники, половина торбы орехов или полная торба. Но ни разу не замрет сердце, как бывает, когда выйдешь на вереницу ядреных рыжиков или. на особенный по красоте белый гриб, затаившийся под елкой.

Недавно был описан случай. Под Владимиром грибники нашли белый гриб. Высота его была сорок сантиметров, ширина шляпки — шестьдесят, толщина ножки — двадцать шесть, весил он около шести килограммов и был без единой червоточинки. Что может противопоставить зем­ляника или малина восторгу от такой редчайшей находки!

Грибы ищешь, а ягоды просто собираешь... Из всех лесных даров только грибы могут удостоиться высокой чести и называться предметом охоты наравне или почти наравне с дичью и рыбой.

(В. Солоухин.)

  1. Как автор доказывает, что собирание грибов — это охота? Постройте рассуждения, используя аргументы писа­теля.
  2. Согласны ли вы, что собирание грибов — это увлекательная охота, знаком ли вам азарт грибника!

Расскажите.

Вернемся к народной песне. В одном из ее вариантов согласились пойти на войну только грузди: «они ребятя дружные». Почему они называют себя так?

 

Составьте устно рассказ о грибах на одну из следующих тем:

"Моя грибная удача".

"Как я собирал /собирала/ грибы".

"Каждый гриб красив по-своему".

"Мой любимый гриб".

"Как надо искать и собирать грибы".

"Секреты грибника".

Будет хорошо, если Bы сами придумаете интересную тему о грибах.

 

ИЗ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Ой ты, роща ты моя, роща, рощица березовая!

Ах ды ничего-то в роще, в роще, в роще не родилося;

Ах да уродились в роще, в роще, в роще грибы, ягоды.

Ах да что брала-то грибы, грибы, брала красна девица;

Уж брамши-то она, брамши, она заплуталась, Ах да заплутамши она, Маша, стала аукаться.

 

Какой прием использован в этой народной песне!

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Назвался груздем — полезай в кузов.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Бояться волков — быть без грибов.

 

Объясните значение каждой пословицы.

НАРОДНАЯ ПРИМЕТА

Ненастье в воскресенье перед масленой — к урожаю грибов.

 

Белые грибы считаются лучшими, за ними черные, или березовики или боровики; затем красные, или осиновики, подосиновики; там масленики с зеленоватой бухтармой. Иногда зовут белыми: белый, боровик, березовик; черными: волнуху, свинуху, сыроежку; красными: осиновик, боровой рыжик.

Из словаря В. И. Даля.

НАРОДНЫЕ НАЗВАНИЯ ГРИБОВ

Лиска, лисочка, скрипица, скрипун, галькуша, матрсна, дунька, отворуха, колпакуша, голубец, дуплянка, -коровник, козляк, медвежатник, козел, овечка, обабок, колосовик, рогатик, бычок, кулачок, грачевник, сухарь.

 

Обратите внимание, как разнообразны названия грибов, как много в языке слов-названий.

Расскажите, по каким признакам дают в народе Имя грибу?

Знаете ли вы еще какие-нибудь названия грибов?

 

Сапоги мои — скрип да скрип

 Под березою,

Сапоги мои — скрип да скрип

 Под осиною.

И под каждой березой гриб—

Подберезовик,

И под каждой осиной гриб —

Подосиновик.

Н.Рубцов.

 

  1. Нравится ли Вам стихотворение поэта Николая Рубцова? Выучите его наизусть.
  2. Какой прием использован в этом стихотворении? Назовите повторяющиеся слова и выражения.
  3. Что делает это стихотворение выразительным?

 

ЗАГАДКИ

 

На бору,

На юру,

Стоит старичок —

Красный колпачок.

 

Стоит Антошка

На одной ножке

Его ищут,

А он не откликается.

Мал малышок

Сквозь землю землю прошел —

Красну шапочку нашел,

А перед солнцем стал

И шляпу снял.

 

У кого одна нога.

Да и та без башмака?

 

  1. Внимательно прочитайте загадки. Слушайте, как они звучат. Найдите в каждой созвучие. Произнесите отдельно созвучную часть. Обязательно ли в загадке использовать созвучие - рифму! Почему большинство загадок с рифмой! Зачем используется здесь рифма!
  2. Назовите предметы, через которые загадывается гриб. Чем похож гриб на эти предметы!

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

 

Зимой и летом

Одним цветом.

 

Эко дерево!

И зиму и лето зелено!

 

Этой бабке сто лет

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит.

Придет смерть за старушкой —

Станет бабка избушкой.

 

Что не сеяно родится?

 

Лежит брус

На всю Русь,

Если встанет —

До неба достанет.

 

Лежит Данила

Замазано рыло

Как встанет –

До неба достанет.

 

Шел я лесом.

Нашел я дерево:

Из этого дерева

Выходит три дела:

Первое дело —

Слепому посвечение:

Второе дело —

Нагому потешение;

Третье дело —

Хворому полегчение.

Течет, течет —

Не вытечет,

Бежит, бежит —

Не выбежит.

 

Между дол.

Между гор —

Бежит белый конь.

 

Два братца

В воду глядятся.

Век не сойдутся.

 

Рассыпался горох

На тысячу дорог;

Никто его не соберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица.

 

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

 

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

 

На поле на Арском

Стоят столбики белены.

На них шапочки зелены.

 

ОТГАДКИ: ручей, река, берега реки, дорога, путь-дорога, туча, дождь, береза, свеча, веник и березовый сок или почка.

 

Обратите внимание, как делается загадка. В ней нельзя называть загадываемый предмет, но нужно каким-то способом на него намекнуть. А разгадывающий должен этот намек понять, разгадать. Это и делает загадку заниматель­ной. Люди и сейчас любят забавляться загадками.

Этот намек делается по-разному.

Первый способ. Вместо загадываемого предмета называ­ется другой — предмет-заместитель. Они должны быть чем-то похожи. Чем? Например, по внешнему виду.

Возьмем загадку: "Лежит брус на всю Русь. Если встанет — до неба достанет".

Чем похожа дорога ца брус? —Формой: она тоже прямая, длинная, узкая.

 

Стоит Антошка

На одной ножке.

Его ищут,

А он не откликается.

Гриб сравнивается с человеком. Есть сходство? В чем? Человек в шляпе или большой шапке похож на гриб.

Затем в загадке называются уточняющие действия и признаки, характерные именно для загаданного предмета!

 

Дорога так длинна, что если встанет, то, конечно, до неба достанет. Гриб обычно ищут, а он, естественно, не откликается.

Как отгадывать такую загадку?

Надо выделить отличительные признаки предмета-за-местителя и поискать другой предмет с такими же признаками.

Брус. Какие у него признаки? Он длинный, узкий, прямой. Эти же признаки подходят, конечно, не только к дороге. Они подходят, например, к борозде, меже.

Но дальше нужно обратить внимание на уточняющие действия и признаки, которые дальше указаны, названы в загадке.

Так, в загадке про дорогу говорится, что брус, если встанет, то до неба достанет, то есть, очень, очень длинный. Ни межа, ни борозда сюда уже не подходят.

А как сделать такую загадку?

Во-первых, надо найти предмет-заместитель. У предмета, который вы загадали, должно быть с ним что-то общее. Подумайте, например, через что, через какой похожий предмет можно загадать радугу, дождь, арбуз или тыкву, дерево рябины со спелыми ягодами, яблоню всю в цвету, листик клена и т. д.

Не забудьте, что одного сравнения с похожим предметом иногда мало. Чтобы загадку можно было разгадать, надо назвать характерные для вашего загаданного предмета признаки и действия.

Это только один способ загадывания. А их несколько. Вы узнаете о них позже.

Среди приведенных выше загадок выберите те, которые загаданы через предмет-заместитель. Расскажите, через какие признаки /обшие или уточняющие/ она загадана.

 

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА:

Два братца

Пошли купаться.

Один купается. —

Другой дожидается.

Предмет-заместитель: два братца. Что главное у братьев: они всегда вместе. Общий признак: вместе. Но этого мало, чтобы разгадать загадку, /предметов, которые бывают парой и вместе, много, например, лыжи, коньки, руки и т. д./

Уточняющие признаки: "пошли купаться”. Значит, загаданные предметы связаны с водой, бывают в воде, и не вместе, а по очереди /"один купается, другой дожидается”/.

Отгадка найдена: это ведра, когда с ними ходят за водой на колодец или в прорубь.

 

 

 

 

Категория: учителей русского языка и литературы | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 882 | Загрузок: 14
Поиск