Бурцева Наталья Львовна,
учитель истории и обществознания
Класс 8
Тема: Роль государства в экономике
Тип урока: комбинированный
Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.
Основные понятия: Налоги, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет.
Оборудование: учебник, схема «Типы экономических систем и их характеристика»
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Предпринимательская деятельность»
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала.
План:
- Зачем экономике государство
- Почему мы платим налоги
- Государственный бюджет
Какие сферы жизни общества вы знаете?
Все сферы жизни общества не изолированы друг от друга. Следовательно, государство, как институт политической жизни не может быть изолировано от экономической жизни. В настоящее время сформировалось мнение о том, что экономическая жизнь может быть организована по- разному.
Далее работа со схемами «Типы экономических систем и их характеристика»
Выводы:
Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.
Командная система: государство полностью контролирует экономику.
Рыночная система: государство защищает рыночные отношения, гарантирует порядок, принуждает нести ответственность тем, кто действует вне закона, совершает преступления и т.д.
- Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 132-134.
Вопросы:
- Какую роль и функции первоначально выполняло государство?
- К каким последствиям могут привести экономические кризисы?
- Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей?
- Какие функции стало выполнять государство в современное время?
- «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» - почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству?
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
- Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
История налогов стр. 134.
Система налогов
Работа с учебником – стр. 134-136.
Вопросы:
- Какие бывают налоги (объяснить, на что налагаются налоги)?
- Может ли государство снижать налоги?
- Какие категории населения и предприятия могут быть освобождены от налогов?
А сейчас обратимся к рубрике «Мудрые мысли
«Налоги – это плата за цивилизованное общество» (Холмз).
Ребята, как вы понимаете это высказывание?
Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.
- Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период с указанием источников поступления доходов и направлений расходования средств.
Давайте проанализируем следующе схему:
Вывод: еще один важный механизм государственного регулирования – государственный бюджет.
Работа с терминами: доходная часть бюджета, статьи дохода, статьи расхода, внешний долг, внутренний долг.
- Закрепление изученного материала:
1. Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику
Устанавливая цену на товары
Изменяя систему налогов
Определяя объемы производства
Распределяя между предприятиями сырье и материалы
2. Выберете верное суждение:
Задачи государственного регулирования рыночной экономики – свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования
Функции государства в рыночной экономике – всесторонне регулировать хозяйственную жизнь
3. Выберете верные ответы: производство каких товаров и услуг обязано взять на себя государство в условиях рыночной экономики?
Медицинская помощь
Доставка почты
Освещение улиц
Страхование имущества
Работа портов
Разработка новых технологий.
4. Выберете верный ответ: что финансируется из государственного бюджета?
Независимые СМИ
Проекты индивидуального строительства
Судебная система
Маркетинговые исследования.
- Домашнее задание.
- Прочитать параграф 17
- Подготовиться к тесту
- Узнать у своих родителей, какие налоги платят ваша семья. К каким видам налогов они относятся?
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
|