Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 02.03.2024, 02:29

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей географии

«Формирование ключевых компетенций на уроках географии» Учитель географии Иванова Л.И.
16.10.2012, 16:30

          «Формирование ключевых компетенций на уроках географии»

 

     Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу пример знаменитого высказывания английского писателя и прозаика Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Сегодня это изречение очень точно отражает требования, предъявляемые к современному образованию.             

     Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (из Федерального компонента государственного стандарта образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» статья 7 и концепцией модернизации российского образования на период до 2010года)

     «Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий привел не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. В подобных обстоятельствах продуктивность деятельности учащихся зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения цели. Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) обуславливается требованием современного общества.

     Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности учащегося, а помочь самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.  «Ключевые компетенции» являются  «ключом», владение которым позволяет ученику быть успешным в любой сфере деятельности и особенно в обучении.

     В своих работах член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.В.Хуторской

выделяет следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, компетенции личностного совершенствования и др.

     Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в поле информации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Чтобы осуществить переход от информационной модели обучения к деятельной необходимо процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности.

     Для развития умения воспринимать информацию использую работу с составлением таблиц.

     Пример. Тема урока «Чуткая Субарктика» 8 класс.

Учащимся предложено работу в группах. Посовещавшись, им необходимо заполнить те графы, которые  им знакомы.

Природная зона

Условия формирования

Общий вид

Типичная растительность

Приспособления к условиям среды

Тундра

 

Безлесые пространства, мозаичность растительного

Покрова, многолетние растения

Мох, ягель, карликовая береза, ива, грибы, ягоды, морошка

 

 

Вопрос: что я знаю по теме? Это могут быть какие-то ассоциации, предположения, сведения. После обсуждения полученных данных пытаемся сформулировать цель урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях заполняем остальные графы таблицы. После изучения темы соотносим полученную информацию с той, которая была в начале урока.

     Очень часто использую многообразие иллюстративного материала в учебнике: карты, диаграммы, фотографии, схемы. Например, применение схем в учебном процессе способствует активизации творческой деятельности учащихся, развитию интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать…), самостоятельности в осуществлении самоуправления учебной деятельностью. Схемы представляю в виде презентаций для усвоения географических терминов (урок «Реки в природе и на географических картах»), или, читая текст, слушая объяснение учителя,  школьники учатся выражать с помощью схем то, что понимают, что пытаются осмыслить, что хотят сделать. Пример:

 

            

     Для осмысления содержания текста использую прием – чтение с остановками. При этом в тетрадь выписываются новые слова, «ключевые слова», топонимы и т.д. На предложенное задание: найти в тексте и выписать слова и высказывания, заслуживающие особого внимания и которые достойны обсуждения, учащиеся, как правило, работают активно. Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги – поиск дополнительной информации – доклад, реферат – тема: «Уникальные территории Дальнего Востока»

     Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. В этом случае использую прием «Верные – неверные утверждения» Можно предложить несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяя ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

     Пример: Тема: «Природные зоны земли» 6 класс. Верите ли вы, что:

- в саваннах преобладает травянистая растительность;

- во влажных экваториальных лесах у деревьев нет годичных колец;

- во влажных экваториальных лесах обитает множество лазающих, прыгающих и летающих животных;

- в саваннах много обезьян;

- в саваннах два сезона года: один – влажный, другой – сухой;

- в пустынях у растений длинные корни;

- в пустынях животные ведут ночной образ жизни;

- часть животных пустынь  запасают воду и жир.

Учащиеся обсуждают вопросы,  вырабатывают общую позицию, обосновывают и зачитывают правильные ответы.

     В старшем звене стараюсь на каждом уроке уделить несколько минут обсуждению проблем, ситуаций которые за прошедшую неделю потрясли мир. Самостоятельность проявляется в просмотре телепередач, чтении новостей по интернету, в газетах и т.д. Сообщения сопровождаются работой по  карте. Итог -  формируются: образ мира, навыки краткого изложения, своя точка зрения, знание карты. Старшеклассники любят прием «Учимся задавать вопросы»

      Пример: «Транспорт мира»

Авиационный  - воздушный вид транспорта

 

? репродуктивного плана  (требующие однословного ответа)

 

какой транспорт?  динамичный, молодой,

мобильный

?  требующие размышления, умения анализировать

дайте объяснения почему? Сеть авиалиний опоясывает весь мир; в межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный транспорт вышел на 1 место; скорость перевозок очень высокая; комфортабельность, безопасность и т.д.

? согласны ли вы

Предположите, что будет, если …

 

     Проводя анализ таких уроков можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и  исследовательской деятельности. Ребята учатся вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения, логические цепочки доказательств, выражать свои мысли уверенно. Таким образом,  критическое мышление может служить средством формирования ключевых компетенций. Все методические приемы позволяют осуществлять компетентностный подход в обучении и воспитании.

 


Категория: учителей географии | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 3629 | Загрузок: 0
Поиск