Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 04.03.2024, 01:00

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей физики

Выявление стратегии освоения физических правил и закономерностей. Учитель Мальцева Е.В.
28.06.2013, 11:12


Умение решать задачи по физике – важное условие успешности учения школьников. Но без освоения физических правил и закономерностей нельзя научиться решать задачи.

Чтобы помочь учащимся осознать, как ими осваиваются эти правила и закономерности, какие необходимо внести коррективы для успешности своей работы, сделано следующее.

 Была выделена группа учащихся 8-х классов (25 человек).

1.     Каждым учащимся выявлен преобладающий канал информации (работа с тестом «Вижу, слышу, чувствую», предложенным на семинаре по ЦРПС школьников). Это позволило участникам группы определить, в какой форме получаемая информация наиболее удобна для них.

2.Предложен вопросник для выявления стратегии запоминания физических правил на примере определения напряжения:

·        Что тебя побуждало вникать в содержание правила?

·        Как ты настраивался на освоение правила?

·        С чего ты начал знакомство с правилом? Как работал с текстом?

·        Пытался ли запоминать текст правила? Как конкретно? Что ты для этого предпринимал?

·        Как ты понял, что правило запомнилось?

·        Как ты понял, что можешь правильно использовать правило?

·        Как ты понял, что тебе больше не придется обращаться к тексту правила?

·        Что было твоим последним действием в освоении правила?

·        После осуществления каких действий ты понял, пользуешься правилом легко?

·        Что помогало тебе осваивать правило?

·        Что мешало тебе осваивать правило?

 

 

3.Проведен тренинг « Стратегия освоения физических правил и закономерностей». Цель: выявить индивидуальные стратегии освоения физических правил и закономерностей с помощью адаптированной модели Т. О. Т. Е. Сравнить полученные стратегии, выявить наиболее эффективные с точки зрения учащихся.

План тренинга.

1 этап. Работа в парах. Рассказать друг другу, как запоминал правило: «Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую».

Примеры индивидуальных стратегий.

Пример №1.

1. У меня есть желание выучить правило.

2. Внимательно прочитала текст, запомнила трудные слова: « единичный положительный заряд».

3. Попыталась зрительно представить все правило в голове.

4. Не получилось, поэтому выделила главную мысль («работа по перемещению заряда») и запомнила ее.

5. Стала запоминать все правило.

6. Поняла, что выучила правило, когда без запинки проговорила его несколько раз.

7. Поняла, что знаю правило твердо, когда на уроке, не повторяя на перемене, ответила его учительнице.

(Комментарий: эта ученица успешна на уроках физики, с ярко выраженной визуальной системой восприятия, но неясно, какой же внутренний механизм запоминания в п.5).

Пример №2.

1. Убрала все лишнее, что может помешать работе.

2. Вчитываюсь в текст правила, представляя картинку в голове, как движется шарик-заряд.

3. Попыталась повторить текст. Без учебника не получилось. Читаю еще два раза, записывая на листок сложные слова (единичный положительный заряд).

4. Повторяю. Подглядывала в учебник на словах «показывает, какую работу». Проговорила их несколько раз вслух.

5. Проговариваю еще раз все правило. Почти не подглядываю.

6. Думаю, что на уроке смогу ответить.

(Комментарий: эта ученица занимается посредственно, опираясь в основном на  зубрежку. Приблизительно одинаково развиты аудиальная и кинестетическая системы восприятия, но в стратегии это не прослеживается. Ученица не уверена знает или нет правило).

Пример №3.

1. Я освобождаюсь от всех посторонних мыслей.

2. Внимательно прочитываю ту часть параграфа, которая ведет к правилу.

3. Внимательно читаю текст правила, не пытаясь его запомнить, а понять главную мысль.

4. Повторяю несколько раз правило, постепенно все меньше и меньше заглядывая в учебник.

5. Поняла, что знаю правило, когда проговорила его безошибочно.

6. Я понимаю смысл правила, потому что правильно ответила на вопросы после параграфа.

7. Я смогу ответить правильно на уроке.

(Комментарий: ученица имеет добротные знания. Преимущественна визуальная система восприятия. Не раскрыт механизм освоения правила в п.4).

Пример №4.

1. Я очень спокойно отношусь к правилам, потому что знаю, что его выучу.

2. Читаю два раза, но очень внимательно.

3. Не пытаюсь запомнить, а вдумываюсь в суть: это работа поля по перемещению заряда.

4. Если я могу пересказать правило своими словами и могу объяснить его суть, то правило я запомнил и могу им пользоваться.

(Комментарий: очень основательный ученик с ярко выраженной визуальной системой восприятия, но здесь она не прослеживается. П.4 спорный, т. к. научный язык нельзя заменить произвольно, к тому же неясно, как ученик разрешает проблему, когда не может сходу пересказать правило).

Пример №5.

 1. У меня есть желание понять правило, чтобы запомнить его и пользоваться им в процессе учебы.

2. Внимательно прочитываю правило, разделяя на элементы («работа поля», «перемещение заряда», «заряд единичный положительный»).

3. Выявляю логическую связь между элементами.

4. Повторяю правило несколько раз.

5. Понимаю, что выучил правило, когда проговариваю его без подглядывания в учебник.

6. Понимаю, что знаю правило, когда в голове возникает не четкий порядок слов, а смысл его.

7. Правило мной освоено, когда воспроизвожу его в любой обстановке.

 (Комментарий: ученик учится отлично. У него преобладает визуальная система восприятия. Неясно, как устанавливается логическая связь, по какому принципу выделяются элементы правила).    

2 этап.  Работа в парах. Интервьюирование партнера по вопроснику:

Т1(постановка задачи).

1.     Что побудило тебя взяться за решение этой задачи?

2.     К какому результату ты стремился, когда приступал к решению?

3.     Как ты понял, что можешь решить задачу?

4.     Что происходило во время чтения правила?

О (деятельность).

1.     Из каких этапов состояла работа с правилом (Читал один или несколько раз? Что-то писал? Рисовал? Искал в учебнике? Вспоминал? И т.д.)?

2.     Как ты запоминал правило? Что делал во-первых; во-вторых; в-третьих…

3.     Как ты размышлял? Какие вопросы (устно, письменно) задавал себе, чтобы постепенно продвигаться к итогу?

4.     Что во внутреннем плане действия тебе помогало?

5.     Как появился результат?

Т2 (проверка успешности работы).

1.     Как ты понял, что движешься в правильном направлении?

2.     Что тебе мешало?

3.     Что помогало?

4.     Что ты делал в случае сложностей?

Е (завершение работы).

1.     Как ты понял, что справился с заданием?

2.     Как ты завершил задание?

3.     Какой последний шаг сделал?

4.     Как ты понял, что правильно выучил правило?

3 этап. Работа в группах по 4 человека. Сравнение стратегий, полученных в результате интервьюирования. Выделение наиболее и наименее эффективных действий.

4 этап. Коллективная работа. Создание банка наиболее успешных действий.

Что мешало

Что помогало

Лень, посторонний шум, компьютер,

неспокойное внутреннее состояние,

сложные или непонятные слова, длинный текст правила, попытки механически заучить.

 

Настрой на работу («Я сумею! Я смогу!»), умение сосредоточиться, желание освоить правило (оно может быть связано с другими параграфами, поможет понять материал в дальнейшем, пригодится для сдачи экзамена в 9 классе), предыдущие знания, умение выделить главную мысль и запомнить ее, жирный шрифт в учебнике, опыты на уроке, рисунки в учебнике, воображение, ассоциации, поиск логической связи между словами, понимание содержания параграфа, прописывание основных слов.

 

5 этап. Работа в первоначальных парах. Разработка памяток.

6 этап. Презентация памяток.

Примеры памяток.

Пример №1.

1.     Настройся на работу: подготовь рабочее место, убери источники постороннего звука.

2.     Прочитай правило несколько раз.

3.     Представь, о чем идет речь.

4.     Выдели главную мысль.

5.     Проговори вслух несколько раз.

6.     Выдели сложные или неудобные слова. Выпиши их.

7.     Попытайся сказать по памяти главную мысль в сочетании с неудобными словами. Подглядывай в учебник, если трудно.

8.     Добейся точности в проговаривании.

9.     Похвали себя!

Пример №2.

1. Скажи себе: «У меня все получится! Я сумею!»

2. Прочитай внимательно правило.

3. Сравни с названием параграфа. Пойми связь.

4. Разбей текст правила на логично связанные части.

5. Проговори каждую часть отдельно, а потом постарайся проговорить вместе.

6. Если трудно, подсматривай в учебник.

7. Когда проговоришь без запинки три раза, значит, ты его выучил.

8. Молодец!

Пример №3.

1. Прочитай весь параграф.

2. Правило всегда выделено жирным шрифтом. Прочитай его внимательно.

3. Пойми смысл. Найди связь с темой параграфа.

4. Главную мысль правила или проговори вслух несколько раз, или выпиши, или обозначь как-то графически.

5. Попытайся проговорить, не подглядывая в учебник.

6.  Найди в правиле слова, связанные со словами из главной мысли. Проговори сочетания этих слов.

7. Запомни эти сочетания, проговаривая несколько раз до нужного момента.

8. Проговаривай все правило целиком, сначала подсматривая, а потом

по памяти. Заверши работу.

9. Если через час сможешь правило легко повторить, ты его знаешь.

10. Ты справился! Молодец!

 

4. На уроке при изучении темы «Магнитное поле» всем учащимся 8-х классов были предложены разработанные памятки для освоения определения магнитных линий.

Общее мнение: такие памятки очень помогают, помогают разбираться в нагромождении слов, выстраивать их в каком-то порядке.

Вывод:

Дальнейшая работа с выделенной группой учащихся будет направлена на развитие их умения вносить коррективы для совершенствования собственных стратегий. Для этого буду учить школьников классификации простейших интеллектуальных действий и операций, что позволит им анализировать собственные и любые стратегии. Результатом работы будут и памятки, так нужные для остальной массы детей.

 

  

Категория: учителей физики | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 796 | Загрузок: 0
Поиск