МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Владимира»
Факультативный курс
«Решение задач повышенной сложности в курсе физики 10 класса»
Учитель Егорова Г.В.
2014-2015 г.г.
Программа факультативного курса
«Решение задач повышенной сложности в курсе физики 10 класса»
( 34 часа)
Пояснительная записка
Программа факультатива соответствует программе элективного курса «Методы решения задач по физике» В.А.Орлова и Ю.А.Саурова, опубликованной в сборнике «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 кл. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006».
Курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
- развитие интереса к физике и решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Программа факультативного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Программа знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.
Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.
4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вербум-М, 2002.
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.
11. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.
12. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
13. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
14. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.
15. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.
Учебно - тематическое планирование курса.
Номер занятия
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Введение (1 час)
|
1
|
Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.
|
1
|
|
Кинематика (8 часов)
|
2
|
Основные законы и понятия кинематики.
|
1
|
|
3
|
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.
|
2
|
|
4
|
Решение задач на равноускоренное движение.
|
4
|
|
5
|
Движение по окружности. Решение задач.
|
1
|
|
Динамика и статика (6 часов)
|
6
|
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
|
3
|
|
7
|
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
|
1
|
|
8
|
Подбор, составление и решение задач по интересам.
|
2
|
|
Законы сохранения (5 часов)
|
9
|
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
|
1
|
|
10
|
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
|
1
|
|
11
|
Задачи на определение работы и мощности.
|
1
|
|
12
|
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.
|
2
|
|
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (7 часов)
|
13
|
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).
|
1
|
|
14
|
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
|
2
|
|
15
|
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния.
|
2
|
|
16
|
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
|
1
|
|
17
|
Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
|
1
|
|
Основы термодинамики (3 часов)
|
18
|
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
|
2
|
|
19
|
Задачи на тепловые двигатели.
|
1
|
|
Электрическое поле (4часов)
|
20
|
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.
|
1
|
|
21
|
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.
|
2
|
|
22
|
Решение задач на описание систем конденсаторов.
|
1
|
|
|