Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 04.03.2024, 01:13

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей физики

Элективный курс "Физика в окружающей природе"
[ Скачать с сервера (36.4 Kb) ] 29.09.2014, 12:50

Элективный курс

Физика в окружающей природе

Учитель физики

 Егорова Галина Владимировна

Пояснительная записка

Логика природы есть самая доступная
и самая полезная логика для детей.
К.Д. Ушинский.

Программа элективного курса является модифицированной. Программа создана на основе программы учителя МОУ ООШ №5 г. Амурска Никишиной Т.А. « Физика в окружающей природе» (учитель - участник Фестиваля педагогических идей). Внесена корректива в выбор рассматриваемых тем. Предложены приложения к четырём разделам, темы рефератов.

Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов. 

Элективный курс является предметным. Курс создан с целью интеграции, расширения, углубления и обобщения знаний учащихся о природе.

Задачи предлагаемого курса:

  • развитие представлений учащихся о физической картине мира;
  • формирование интереса и мотивации школьников к изучению физики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умений рационально мыслить, самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • способствование возможности школьников проявить себя и добиться успеха;
  • вовлечение информационных технологий в процесс обучения;
  • показать связь физики с гуманитарными науками.

Программа курса реализует межпредметные связи, используя знания учащихся при изучении математики, биологии, химии.

Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Природа – эта гигантская физическая лаборатория – наглядно демонстрирует относительность всевозможных  «перегородок» в предмете «физика», условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. В предлагаемом курсе акцент сделан на изучение отдельных природных явлений, где школьники будут встречаться с проявлением законов нескольких разделов физики одновременно.

Программа позволяет закрепить или развить общеучебные умения и навыки:

  • уметь  получать и использовать информацию;
  • уметь  обращаться к различным источникам данных и их использование;
  • знать способы поиска и систематизации информации в различных видах     источника.
  • уметь  выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
  • уметь выступать на публике;
  • уметь сотрудничать и работать в команде.

Основными методами обучения являются: частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.

Формы обучения: лекция, семинары, самостоятельная работа над теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем, защита творческих работ, коллективная.

Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:

  • получение представлений об отдельных природных явлениях, методах научного познания природы и современной физической картины мира;

 

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

 

  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления рефератов и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов;

 

сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

Работа учеников оценивается по следующим компонентам:

  • учебная деятельность и личностный рост ученика в ходе учебной деятельности;
  • содержание и форма представленной творческой работы;
  • уровень защиты творческой и проектной работы.

 

Данный курс способствует развитию способностей самостоятельного приобретения знаний, умению обобщать, анализировать информацию, выслушивать другие мнения, вести диалог. Поэтому основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются семинарские, практические занятия. Каждый учащийся по желанию может выбрать интересующий его вид деятельности:

  • выступление на семинарском занятии (реферат, дискуссии, коллективное творчество);
  • наблюдение и описание какого-либо явления;
  • сочинение, собственное стихотворение, песня и т.д.;
  • презентации результатов работы.

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.

Содержание программы

1. Природа и человек

Что дает человеку изменение природы? Методы познания природы с точки зрения науки, литературы, искусства. Различие и связь поэтического восприятия природы и ее научного описания. Чувство любви к природе и бережное отношение к ней.

Обучающие лабораторные работы:

  • наблюдение и описание какого-либо явления;
  • проведение эксперимента (постановка цели, планирование опыта, проведение опыта, результаты, выводы).

Индивидуальные задания:

подбор поэтических и художественных произведений, в которых отражены природные явления.

 

2. Оптические явления в природе.

Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. Небольшой исторический экскурс. Сплюснутость заходящего солнечного диска. Зелёный луч. Объяснение появления «слепой полосы». Кажущееся увеличение размеров заходящего солнца.

Индивидуальные экспериментальные задания:

  1. Наблюдение рассеяния световых волн на частицах,  размеры которых много меньше длины световой волны.
  2. Преломление света при переходе из одной среды в другую.

Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде. Радиус кривизны светового луча. Объяснение нижнего («озёрного») миража. Простые верхние миражи. Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.

 

Структура гало в общем случае. Гало, наблюдаемые в действительности. Общие замечания о физике гало. Наименьший угол отклонения луча в призме. Объяснение возникновения малого гало. Большое гало. Горизонтальный круг, светящиеся столбы и кресты. Ложные солнца, парантелии.

Индивидуальные экспериментальные задания:

  1. Демонстрация прохождения светового луча определённой длины волны через трёхгранную призму.
  2. Демонстрация двукратного преломления луча в шестигранной призме (ледяном кристаллике).

Демонстрации:

  • Наблюдение прохождения света сквозь аквариум под разным углом зрения.
  • Наблюдение искривления светового пучка в оптически неоднородной среде.
  • Наблюдение зрительных иллюзий.
  • Разложение белого света в спектр.
  • Таблицы, пейзажи, картины.

Приложение 1.

3. Полярное сияние.

Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются. Что такое полярное сияние. Сила Лоренца, векторное произведение двух векторов. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Особенности движения заряженной частицы в неоднородном магнитном поле. Магнитное поле Земли. Люминесценция. Электронные полярные сияния. Протонные полярные сияния. Магнитные бури.

Индивидуальные экспериментальные задания:

  1. Демонстрация кругового движения электронов в магнитном поле.

 

Приложение 2.

4. Живой свет. 

Свечение моря. Светящиеся организмы. Особенности свечения живых организмов. Хемилюминесценция. Биолюминесценция как особый вид хемилюминесценции. Зачем они светятся?

 

5. Эхо.

Удивительное эхо. Мир звуков. Эхо однократное и многократное. Искривление звукового луча в акустически неоднородной среде. Когда существенна длина звуковой волны? Эффект Доплера.

 

Приложение 3.

6. Природные сонары.

Удивительные свойства природных сонаров. Сонары летучих мышей. Летучая мышь на охоте. Локационные сигналы летучих мышей. Сонар дельфина. Два типа слуха дельфинов. Другие природные сонары.

 

Приложение 4.

7. Землетрясения.

Бедствия, причиняемые землетрясениями. Основные понятия и характеристики. Три типа землетрясений. География тектонических землетрясений. Что происходит в очаге землетрясения? К вопросу о предсказании землетрясений.

 

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Самостоятельная,  творческая деятельность учащихся

1.

Природа и человек.

1

 

2.

Оптические явления

4

Подбор стихов, репродукций. Подготовка докладов, презентаций.

3.

Полярное сияние.

2

Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций.

4.

Живой свет.

2

Подготовка презентаций,  рефератов.

5.

Эхо.

2

Выход в Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций.

6.

Природные сонары.

2

Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций.

7.

Землетрясения.

2

Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций.

8.

Заключительное занятие.

2

Выход в Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций.

 

Итого

17

 

 

Темы для рефераторов, презентаций, сообщений.

1.Источники звука.

2.Голосовой аппарат человека.

3.Использование ультразвука.

4.Инфразвуки в живой природе.

5.Источники люминесцентного света.

6.Глаз - живой оптический аппарат.

7.Светящееся море.

8.Зрительные иллюзии.

Литература

Л.В. Тарасов «Физика в природе». Москва: «Просвещение» ,1988

Дополнительная литература

1.А.Л.Булат. Оптические явления в природе.- М.: Просвещение, 1974.

2.А.В.Владимиров. Рассказы об атмосфере. – М.: Просвещение, 1981.

3.Д.Гринффин. Эхо в жизни людей и животных. Пер. с англ.. – М.:Физматгиз,1961.

4.Г.Мизун. Полярные сияния.- М.: Наука, 1983.

5.М. Миннарт. Свет и цвет в природе. : Пер. с англ.- М.: Наука, 1969.

6.Б.Ф.Сергеев. Живые локаторы океана.- Л.: Гидрометеоиздат,1980.

Категория: учителей физики | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 1275 | Загрузок: 68
Поиск