МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Владимира»
Факультативный курс
Занимательная генетика
Учитель биологии
Н.А. Ботнева
2012-2013г.г.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Занимательная генетика» разработан на весь учебный год, 1 час в неделю. Данный курс предназначен для учащихся 10 -11 классов.
Цель данного курса: способствовать самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения.
Учащиеся должны знать:
Основные законы генетики
Основные закономерности изменчивости.
Основные методы генетики, их практическое значение
методы изучения наследственности человека, значение их в лечении и профилактике наследственных заболеваний
Владеть языком предмета
Должны уметь:
Объяснять с генетических позиций процессы образования новых форм организмов в природе и выведения новых пород и сортов в сельском хозяйстве, вычертить схемы скрещивания
Объяснить схематические рисунки учебника
Анализировать с позиций генетики процесс наследования признаков, составлять цитологические схемы
Объяснять цитологические основы изменчивости
Записывать, решать и объяснять цитологические задачи
Применять при объяснении процессов биологические термины и символы.
Тематическое планирование факультативного курса
«Занимательная генетика»
1 час в неделю
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Введение
|
1.
|
Предмет и задачи генетики. Краткая история развития генетики как науки.
|
1ч
|
2.
|
Методы генетики. Генеалогический, близнецовый, гибридологический методы.
|
1ч
|
3-4
|
Составление родословных. Генетический анализ родословных.
|
2ч
|
5.
|
Цитогенетический, иммуногенетический метод
|
1ч
|
Основы классической генетики
|
6.
|
Основные понятия генетики. Гибридологический метод.
|
1ч
|
7.
|
Первый и второй законы Г. Менделя
|
1ч
|
8-9
|
Решение задач на моногибридное скрещивание
|
2ч
|
10.
|
Анализирующее скрещивание. Возвратное скрещивание.
|
1ч
|
11-12.
|
Промежуточное наследование признака
|
2ч
|
13.
|
Третий закон Г. Менделя. Ди- и полигибридное скрещивание
|
1ч
|
14-16.
|
Решение задач на ди- и полигибридное скрещивание.
|
3ч
|
Генетика пола.
|
17.
|
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
|
1ч
|
18-20.
|
Решение задач на сцепленное с полом наследование признаков.
|
3ч
|
Взаимодействие генов. Кроссинговер
|
21.
|
Сцепленное наследование. Кроссинговер.
|
1ч
|
22-24.
|
Решение задач на сцепленное наследование и кроссинговер
|
3ч
|
25.
|
Взаимодействие генов.
|
1ч
|
26-28.
|
Решение задач на взаимодействие генов.
|
3ч
|
Генетика популяций
|
29.
|
Популяционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга
|
1ч
|
30-31.
|
Решение задач по генетики популяции.
|
2ч
|
Подведение итогов
|
32.
|
Составление задач
|
1ч
|
33.
|
Итоговый контроль
|
1ч
|
Литература:
Генетика человека. Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская, М. Владос, 2003
120 задач по генетики (с решениями). Б.Х. Соколовская, М. 1992
Задачи по общей и медицинской генетике. Н.А Бобылева, Е.Е. Булатова, Н.Новгород, 2000
Общая биология тренажеры для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы. М.В. Высоцкая, Волгоград, 2005
Задания для самостоятельной работы по общей биологии. Н.В. Мишина, М. Просвещение, 1985
|